Задвижки представляют собой конструктивно простые изделия, призванные гарантировать открытие или перекрытие потока жидкости. Затвор, находящийся изнутри, в корпусе задвижки, движется под прямым углом к ​​оси перекрывающейся струи жидкости. Перемещение затворного механизма обеспечивается за счет вращения в узле ось (шток) - ходовая гайка. Шток, проходящий сквозь сальниковый уплотнитель, работает связующим звеном между затвором и приводом задвижки, в качестве которого выступает маховик при ручном управлении, или вращающийся редуктор от электродвигателя.

Задвижка принцип действия, задвижка в разрезе

Фиксация изделия на трубе производится несколькими методами: с использованием фланцев, приварным или же муфтовым методом. Обычно для изготовления задвижек используется сталь и чугун.

 Конструкция клапанов не позволяет использовать их в качестве регулирующих механизмов. Запирающий механизм должен находиться в двух рабочих положениях: «открытом» или «закрытом». Его установка в промежуточном положении приводит к поломке запирающего механизма, в результате чего герметичность клиновой герметизации нарушается даже при переводе в крайнее положение.

Клиновые задвижки являются наиболее известной, старой и распространенной арматурой. Они имеют большой вес и габариты. Для монтажа и обслуживания задвижек трубуется много свободного пространства, что не всегда возможно.  

Такой вариант не является стандартным решением. Более распространенными являются модели устройств неполнопроходного типа, в которых имеется разница диаметров: отверстие в шаре меньше отверстия во фланце. При этом изделия отличает больший коэффициент гидросопротивления.

Еще одним видом запорной арматуры являются краны шаровые.   Ключевое конструктивное различие от задвижек  - в отсутствии передвигающегося запорного механизма. При этом отсутствует износ уплотнительных и трущихся плоскостей, обеспечивается отсутствие протечек, герметичность и больший срок использования. Перекрывающим элементом крана является шар с симметричными вырезами, равными диаметру проходного сечения трубы. Этот шар вращается вокруг оси. При эксплуатации исключается контакт уплотнений с пропускаемой средой.

Если шаровый кран примененяется для регулирования, на полированной плоскости шара появляются микротрещины и, в дальнейшем, сколы, которые приводят к разгерметизации шарового крана и протечкам. 

Отличительными   особенностями  шарового крана  являются:

Компактность. При этом возможно обеспечить размещение труб в ограниченом пространстве, и располагать трубы параллельно, одна рядом с другой.

Нет рисков застоя жидкости около задвижки; не может возникнуть завихрений потока; обеспечивается высокая герметичность задвижки (класс "А" ГОСТ 9544).

Шаровые краны являются полнопроходными. В положении «открыто» проходное отверстие полностью совпадает с сечением трубы. Вследствие этого, перепады давления воды в трубопроводной системе не представляют опасности для работы кранов. Эта индивидуальность позволяет применять изделия в системах с высокими рисками формирования гидроударов. Также устройство крана устраняет осадку осадка, присутствие которого способно привести к неисправности этого устройства.

Шаровый кран. Принцип действия.

Имеется большой ассортимент задвижек для различных типов сред (жидкости, газы, жидкости с примесями). Подбор необходимо производить, учитывая температуру жидкости или газа, степень агрессивности вещества. Для управления задвижками применяются любые виды приводов. Данный вид арматуры легко встраивается в технологические линии, техпроцессы.          

Для изготовления задвижек применяется сталь черная, чугун, сталь нержавеющая, латунь и бронза. Монтаж производится при помощи фланцев, сварки, резьбы. 

Особенности эксплуатации задвижек. 

1. Правильная и длительная работа задвижек обеспечивается, если задвижка полностью  открыта,  или полностью закрыта. При положении задвижки в промежуточном положении часто возникают неисправности в механизме открывания, появляются протечки, возникает износ движущихся частей, и задвижка выходит из строя.

2. Высокая степень эксплуатации, частое открывание задвижки инициирует износ движущихся частей задвижки и, как следствие, появление протечек. Это вызывает потребность в постоянном техническом обслуживании и ремонте задвижек.

3. Наличие в конструкции задвижки резьбовой пары не позволяет быстро перекрывать поток жидкости или газа. Перекрытие происходит некоторое время, что может в некоторых случаях привести к нарушениям технологического процесса.  

4. Задвижки необходимо регулярно чистить, обслуживать, ремонтировать. Проведение этих работ довольно затратно. Если их не проводить, возможны аварии, повышение себестоимости продукции данного производства. 

5. В некоторых случаях возможно обрывание щечек задвижки при превышении допустимых усилий на приводе задвижки. Как следствие, будет необходимо останавливать пропускание жидкости, и проводить ремонт задвижки.

Особенности эксплуатации шаровых кранов.

 1. Желательно контролировать степень засоренности пропускаемой задвижкой среды. Периодически необходимо контролировать степень засорения (отложений) на поверхностях шарового элемента задвижки. 

2. Необходимо использовать проверенную продукцию известных производителей. Наша фирма гарантирует поставку сертифицированных изделий лучших европейских фирм. 

3. Необходимо контролировать температуру пропускаемой среды. Данный вид оборудования может  работать  до температуры 200 градусов. Особо необходимо следить за наличием минусовой температуры. При замерзании жидкости шаровый кран выходит из строя. 

Что делать, когда не перекрывается шаровый кран?

Так что же лучше, задвижка или шаровый кран?

Вид арматуры, планируемой к применению (задвижка или шаровый кран) зависит от конкретной необходимости. Небходимо учитывать особенности технологического процесса, и в зависимости от конкретных условий выбирать вид оборудования. 

В целом более современным и универсальным являются шаровые краны. Они являются наиболее прогрессиным оборудованием, более экономичным в эксплуатации, выделяются компактностью, надежностью, удобством управления.          

Задвижки чаще применяются  в магистральных трубопроводах и системах с высокой скоростью пропускаемой среды, так, как задвижки имеют низкий уровень гидравлического сопротиления. Шаровые краны чаще использауются исходя из удобств обслуживания, высокой степени герметичности, простоты конструкции и управления.