Задвижки отличаются от других типов запорной арматуры тем, что у них есть плоский затвор, который закреплен на резьбовом штоке и перемещается в плоскости, перпендикулярной оси потока. Задвижки могут иметь разные конструкции затвора, такие как клин, шибер, параллельный однодисковый или двухдисковый, и могут быть выполнены из различных материалов, таких как чугун, сталь или латунь. Кроме того, задвижки могут быть оснащены резьбовым штоком из стали, маховиком, редукторным приводом или электроприводом.

Клиновая задвижка

 

задвижка с обрезиненным клином Зеткама 111Одним из наиболее распространенных типов задвижек является клиновая задвижка. Она часто выпускается в полнопроходном исполнении с невыдвижным штоком и может иметь жесткий, составной или упругий клин, который допускает деформацию его угла. Для обеспечения плотности перекрытия потока могут использоваться уплотнения металл/металл или резина/металл, в зависимости от того, есть ли обрезиненный клин. Клиновые задвижки могут быть выполнены в резьбовом или фланцевом исполнении и широко используются на технологических и магистральных трубопроводах, а также в системах с высокой температурой и давлением рабочей среды. В Европе клиновые задвижки часто используются в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Параллельная задвижка

параллельная задвижка 30с41нжЕще ее называют двухдисковая параллельная задвижка изготавливается с корпусом во фланцевом исполнении, который может быть выполнен из чугуна или стали, и существует в двух вариантах - с выдвижным или невыдвижным штоком. Для достижения плотности перекрытия потока используется уплотнение металл/металл между запорным элементом и корпусом.

Параллельные задвижки эффективно работают при малых давлениях воды, обычно не более 10 бар. Ранее, параллельная задвижка 30ч6бр использовалась как основная запорная арматура в отечественных инженерных системах, однако со временем была заменена шаровыми кранами и дисковыми затворами.

Шиберная задвижка

шиберная задвижкаШиберная задвижка, также известная как ножевая, хорошо зарекомендовала себя в системах, где используются сыпучие, густые и вязкие рабочие среды. Она широко применяется в системах водоотведения, химической и пищевой промышленности. Шиберные задвижки выпускаются в межфланцевом исполнении, что позволяет им иметь низкую металлоемкость и, следовательно, относительно невысокую цену.

Устройство задвижек этого типа предполагает полнопроходное исполнение с безсальниковым уплотнением штока. Благодаря своей конструкции шиберные задвижки обеспечивают очень надежное и герметичное перекрытие потока, но могут быть использованы только при невысоких давлениях. Корпус ножевой задвижки может быть изготовлен из чугуна, стали или нержавеющей стали, а уплотнение и седло ножа зависят от рабочих параметров и могут быть выполнены из различных полимерных материалов.

Материал корпуса задвижки

Изготавливают задвижки из различных материалов, включая чугун (задвижка 30ч6бр), сталь (задвижка 30с41нж), латунь и бронзу. Задвижки из латуни и бронзы производятся в муфтовом исполнении с условным диаметром до 50 мм, но их использование крайне редко. Стальные и чугунные задвижки выпускаются во фланцевом и межфланцевом исполнении и широко применяются.

Чугунные задвижки

подходят для решения большинства задач общетехнического назначения и используются на участках с давлением менее 10 бар. Однако чугун хрупок, поэтому чугунную задвижку необходимо защищать от усилий кручения, растяжения, сжатия и изгиба от присоединённых трубопроводов.

В системах отопления и водоснабжения чугунные задвижки в последнее время стали использоваться значительно реже, но они остаются популярными в паровых системах и на трубопроводах с вязкими средами и сточными водами. Популярные размеры задвижка Ду 50, Ду 80, Ду 100.

Стальные задвижки

устанавливаются на трубопроводах с высокими параметрами рабочей среды и высокими требованиями к надёжности. Они широко применяются на высокотемпературных источниках тепла и наружных сетях теплоснабжения. Задвижки из нержавеющей стали муфтовые размером от 1/2" до 2" используются в агрессивной среде, где предъявляются большие требования к гигиене. Латунные задвижки муфтовые применяютяс в водоснабжении. Тоже ограничиваются размерами Ду 50 .

Управление задвижкой

Механические задвижки диаметром условного прохода до 150 мм управляются с помощью маховиков, в то время как для задвижек большего диаметра используются редукторные приводы.

В случае автоматизации технологических процессов, удаленного управления, больших диаметров условного прохода (500 мм и более) или расположения в труднодоступных местах применяются задвижки с электроприводом.

Для открытия задвижки с электроприводом требуется большое количество оборотов, что позволяет использовать электроприводы малой мощности, но исключает возможность быстрого открытия или закрытия. Это ограничивает возможность применения такого типа элетропривод в системах, где требуется быстрое открытие воды, например в пожаротушении.

Механизм открытия задвижки.

Важный параметр, который накладывает ограничения по возможности применения задвижки в ограниченном простанстве. Как правильно монтировать задвижку

Основной принцип работы задвижек заключается в поступательном перемещении затвора вдоль направляющих, которые предусмотрены в корпусе задвижки и расположены перпендикулярно оси трубопровода. Конструктивное отличие задвижек от запорной арматуры других типов заключается именно в этом.

Существуют два типа задвижек: с выдвижным штоком и с невыдвижным штоком.

У задвижки с выдвижным штоком в плоском затворе неподвижно зафиксирован резьбовой шток, который образует рабочую пару с ответной гайкой, закрепленной на маховике. Маховик может вращаться вокруг своей оси и оси штока. Вращение маховика через закрепленную в нем гайку преобразуется в поступательное перемещение штока и соответственно затвора. В крайнем нижнем положении затвор полностью перекрывает поток, а в крайнем верхнем положении полностью открывает его, перемещаясь в камеру расположенную за периферией потока. Шток при этом поднимается над маховиком.

У задвижки с невыдвижным штоком резьбовой шток жестко закреплен на маховике, а ответная гайка неподвижно зафиксирована в корпусе затвора. Вращение маховика и штока через резьбовую гайку преобразуется в поступательное перемещение затвора. В крайнем нижнем положении затвор полностью перекрывает поток, а в крайнем верхнем положении перемещается в камеру, расположенную за периферией потока. Шток же при этом перемещается внутрь затвора.